Пресса
Пушкин не отпускает
23 января 1831 года Пушкин заключил договор о найме квартиры в особняке, принадлежавшем семье Хитрово. Здесь, на Арбате, 17 февраля, накануне свадьбы собрались его друзья и, по русской традиции, «пропивали» свободу поэта. Именно сюда привез Александр Сергеевич свою Натали после венчания в храме Большого Вознесения у Никитских ворот.
Музей этот какой-то удивительно атмосферный. Предметы быта, чехлы для гусиных перьев, статуэтки, медальоны, вазы и посуда, книги и рукописи, — кажется, хозяева только вышли за дверь и вот-вот вернутся.
Обновленная экспозиция музея пополнилась еще одним замечательным экспонатом: большая картина «Венчание Пушкина», выполненная народным художником РФ, академиком РАХ Дмитрием Белюкиным. «Пушкинская» тема — одна из важнейших в творчестве Дмитрия Анатольевича.
Недавно произошло еще одно важное событие: в доме-музее Пушкина состоялся выездной Президиум Российской Академии Художеств, на котором дали высокую оценку картине Дмитрия Белюкина «Венчание Пушкина» и наградили его медалью имени Т. Салахова.

— В моей пушкиниане много тем личных. Можно сказать, что к Пушкину я возвращаюсь вновь и вновь; моей дипломной работой было большое полотно «Смерть Пушкина». Потом были «Пушкин в гостях у семейства Осиповых-Вульф в Тригорском», «Новое стихотворение», «Памятник», иллюстрации к «Евгению Онегину»… Много сюжетов — около двадцати — придуманы, но не воплощены в жизнь. Одна из таких вот картин, которая существовала только в моем воображении, была посвящена венчанию Пушкина. Поэтому, когда в конце 2022 года поступила просьба от музея Пушкина — нарисовать масштабное полотно на тему венчания Александра Сергеевича и Натальи Гончаровой для экспозиции мемориальной квартиры А.С.Пушкина на Арбате, — я с энтузиазмом взялся за работу. Дело в том, что такие большие картины пишутся несколько лет, а я должен был закончить работу до юбилея поэта в 2024 году. Это был вызов самому себе — но с поставленной задачей я справился, и картина была написана за год и пять месяцев.
— Расскажите о том, как шла работа над картиной.
— Это не первая моя совместная работа с музеем Пушкина. В 2022-23, также по просьбе музея и Департамента культуры Москвы, я выполнил для них серию «Дуэль Пушкина» из 11 работ, с интересом и вниманием принятую и музейным сообществом, и широким зрителем. Помимо скрупулезной точности и обязательной пошаговой реконструкции событий необходимо было создать художественный образ. Работал я в тесном сотрудничестве с музейным сообществом. Была создана комиссия от Государственного музея А.С.Пушкина, в которую входил директор, Евгений Анатольевич Богатырев, научные сотрудники и авторитетные представители других музеев. Были оговорены лица, которые будут изображены на картине, детали костюмов. Изначально размер картины предполагался чуть меньше, но мне захотелось дерзнуть и расширить пространство — создать практически фреску во всю стену. Такой масштаб позволил достичь эффекта присутствия: каждый, кто стоит перед картиной, чувствует себя одним из гостей на венчании Пушкина. Присутствующие зрители словно продолжают полукруг гостей. Подготовительные этюды были сделаны в храме Большое Вознесение, где проходила церемония.
— На картине изображен один из основных моментов венчания. Молодожены с иереем обходят аналой. Полотно по-настоящему масштабное: столько интересных лиц! Кого вы изобразили? Реальные люди, друзья и родня Пушкиных?
— Я старался не просто запечатлеть гостей, а, словно режиссер, поставить спектакль. Вот отец Натали, Николай Афанасьевич, смотрит на свою супругу — он слегка на слезе, наверное, вспоминает, как сами они были женихом и невестой много лет назад. Наталья Ивановна, «сложная» пушкинская теща, накинула на плечи дорогую шелковую шаль в модный «турецкий огурец» — такая стоила целое состояние.
А вот пара слева — Нарышкин, посаженный отец Натальи, с супругой. Петр Андреевич Вяземский, он держит над Пушкиным венец, пришел на церемонию с тремя дочерями и сыном, Павлушей. Павлуша Вяземский сыграл очень важную роль: он встречал молодых с иконой в доме на Арбате и, что очень ценно для нас, оставил позднее подробнейшие воспоминания о том дне. Именно соотносясь с воспоминаниями Вяземского-младшего сотрудники воссоздавали некоторые детали музейного интерьера: фиолетовые, бархатные, обои с золотым узором, определенный диван. Справа у иконы Казанской Божией Матери стоит Алексей Федорович Малиновский, сенатор, начальник Московского архива Министерства иностранных дел; слева — один из лучших друзей поэта Павел Воинович Нащокин.
Изображен Левушка Пушкин, младший брат поэта, в то время — поручик Нижегородского драгунского полка. На венчании он был единственным представителем семьи Пушкина. Почему не было родителей и сестры Ольги, — история умалчивает.
Вот старшие сестры Натальи, Екатерина и Александра — они чуть завидуют невесте; рядом ее брат Дмитрий Николаевич Гончаров в мундире камер-юнкера. Конечно, портретного сходства я добивался, опираясь на сохранившиеся прижизненные изображения персонажей. Проблема заключалась в том, что кого-то приходилось «состаривать», а кого-то, наоборот, «омолаживать»: раньше портреты писали нечасто, многие из них не сохранились вовсе.
История умалчивает о том, был ли на свадьбе Пушкина его друг Денис Васильевич Давыдов. Я считаю, что он просто не мог не быть: накануне на мальчишнике он «пропивал» своего товарища, и, конечно, должен был быть на венчании. Но по музейным сохранившимся архивам не указано, что на венчании присутствовал Давыдов. И, значит, рисовать мне его не полагалось. Но я-то был уверен: бравый гусар там был! Поэтому я создал интригу: Денис Давыдов у меня выглядывает из-за гостей: его узнаваемый кудрявый локон, шитье генеральского мундира. Художник, повторюсь, это режиссер, который разыгрывает целый спектакль, создает живую сцену, состоящую из крохотных мизансцен. Кто-то из персонажей картины смотрит с улыбкой, кто-то со слезой, кто-то с нескрываемой завистью и досадой: «уплывает» самая красивая невеста Москвы. И сцена обхода аналоя — спасительная для меня, она позволяет показать лицом всех действующих персонажей. Круговой обход — это еще и важно символически, это Пушкин замкнул какой-то свой холостяцкий круг жизни и начал круг жизни новый. Александр Сергеевич с Натальей Николаевной — главные персонажи картины. Пушкин держит Натали бережно, словно хрупкий сосуд, и поглядывает на свою Мадонну уже чуть ревниво. Безусловно, это один из самых счастливых дней его жизни, — а плохие приметы, о которых любят сейчас говорить, на самом деле просто вымысел. В этом я и сотрудники музея, пушкиноведы, солидарны.
— Вы сказали, что этюды делались в храме Большого Вознесения. Как это проходило?
— Я очень благодарен отцу Владимиру Дивакову, настоятелю храма Большого Вознесения, за то, что он благословил меня писать этюды прямо в храме. Мне это было необходимо, ведь классическая живопись подразумевает скрупулезную точность. В частности, точность освещения — мне необходимо сделать было двойной свет, слияние теплого света свечей, паникадил и холодный свет из заиндевелого окна.
— Сейчас какой-то яростный интерес к жизни Пушкина. Причем Александр Сергеевич стал интересен не только как поэт; под лупой изучают его личную жизнь. Как жил, с кем дружил, кого любил… Вышел фильм «Пророк», и тут же следом сериал «Натали и Александр» — вы смотрели?
— Ну, это хорошо, когда возникает интерес. И хорошо, когда есть финансирование и телевизионных фильмов, и фильмов художественных. Беда в том, что за это часто берутся режиссеры не просто молодые и неопытные, а излишне нахально уверенные, что вот как они сделают, так и будет гениально. То есть, это такая хамоватая вседозволенность. Но все равно все можно снимать деликатно, с почтением. Считаю непозволительным какой-то намек в воспоминаниях преподносить как свершившийся факт. Или, что еще более дикое, что уже и придумывать какие-то факты, которых нигде нету ни в чьих воспоминаниях. Танцующие лицеисты, рэп и другие вольности многие объясняют тем, что, дескать, так будет понятнее для молодого зрителя. Но не надо заигрывать с молодежью, не надо подстраиваться под молодежь, наоборот, надо, наоборот, бунтующую и слегка нахальную молодежь отрезвлять. Может быть, следует говорить, что это не художественный фильм, а это фильм-мюзикл, это фильм-комедия, это фильм по мотивам жизни Пушкина. Надо озвучивать, что здесь есть элемент некой сказки, придумки. У нас уже было когда-то: «Сбросить Пушкина с корабля современности». А сейчас «скидывают Пушкина» совсем подлым образом. Происходит очень тонкий подлог, когда величайшего нашего поэта изображают гнусноватым и пошловатым. Что ж, Пушкин по-прежнему «наше все» и, может быть, такие вот современные трактовки его биографии, как многочисленные байопики про Александра Сергеевича позволяют отделить «своих» от «чужих».

— Пушкин не отпускает… У меня два больших пейзажа с Савкиной горки, из Пушкиногорья, написано. И сейчас, когда эта работа уже почти закончена, мне хочется ее оживить фигурками крестьян, которые как бы оглянулись на проскакавшего мимо них Пушкина. То есть, может быть, и Пушкина не рисовать, — но его присутствие все равно ощущается. Дело в том, что мне, как художнику, это удивительное место всегда подсказывает темы. Из каждой поездка в мое любимое Михайловское, Тригорское и Петровское я с одной или с двумя темами.
Я очень люблю Пушкиногорье, и эта любовь взаимна. Недавно у меня в усадьбе Михайловское открылась выставка серии «Дуэль». 11 работ привез музей Пушкина и к экспозиции добавили одну картину из собрания пушкиногорского заповедника, «Смерть Пушкина», которую я выполнил в 1986-87 годах, повторив свой диплом по просьбе первого хранителя Пушкиногорья С.Гейченко. В свое время он высоко оценил мою работу и вообще меня, студента, пригрел. И очень приятно, что эта выставка пользовалась большим успехом в усадьбе Михайловское. И в этот раз, когда я бродил по аллеям Пушкиногорья, у меня вновь появилось несколько тем для будущих моих картин, посвященных Пушкину. И остается только надеяться, что они все воплотятся в жизнь.
ДОМ, В КОТОРОМ...
К юбилею Александра Сергеевича Пушкина — 6 июня 2024 года — после масштабной реставрации и реконструкции был открыт дом-музей поэта на Арбате, 53. В особняке, принадлежавшем семье Хитрово, поэт провел в 1831 году счастливейшие три месяца своей жизни. Накануне свадьбы здесь собрались его друзья и по русской традиции «пропивали» свободу поэта. Сюда поэт привез свою Натали после венчания в храме Большого Вознесения у Никитских ворот.
Екатерина Рощина
Газета «Вечерняя Москва», 16 апреля 2025 годавернуться назад