Пресса
Вологодский музей-заповедник показывает «Пушкиниану» Дмитрия БелюкинаВ пушкинской эпохе оказались вологжане – первые посетители выставки «Пушкиниана. Живопись. Графика», которая открылась в художественном отделе Вологодского музея-заповедника. Живописные, убаюкивающие своим умиротворением виды Михайловского и Тригорского сменяются вихрем городской жизни – «декорациями» балов Петербурга, светских раутов, театральных залов. Задумчивый юный Пушкин – лицеист с копной озорных рыжевато-пшеничных кудрей – изображен на лоне природы, а его герой Евгений Онегин – «как денди лондонский одет» – в центре высшего общества Северной столицы.
Автор полотен Дмитрий Белюкин – ярчайший представитель русской классической школы живописи. Он работает практически во всех жанрах: историческая картина, портрет, пейзаж, книжная иллюстрация. Произведения художника находятся в музеях России и за рубежом.
«Пушкинская эпоха – самая любимая мною. Жалею, что не родился тогда. Я влюблен в ее краски и пейзажи, нравы и обычаи, интерьеры и костюмы. Тема эта неисчерпаема…», – признается Дмитрий Анатольевич. Эта любовь отражена в серии «Пушкиниана», над которой художник работал шесть лет. Для её создания автор досконально изучил эпоху, костюмы, быт, пейзажи Петербурга и Москвы начала XIX века, а роман «Евгений Онегин» стал его настольной книгой. «Я знаю «Онегина» наизусть. Это моё любимое произведение. Книга мудрости, философии – глубочайшая вещь», – поделился Дмитрий Анатольевич.
В Вологду художник привез около 150 работ, среди которых – серия иллюстраций к роману «Евгений Онегин» и сюжетные картины и натюрморты, посвященные усадебной жизни XIX века. Среди них есть поистине удивительные, которые непременно нужно увидеть. К примеру, картина «Часовня на Савкиной горке. Холодный март» зачаровывает – несмотря на простоту пейзажа, от нее исходит таинственное свечение. В работе «П. А. Осипова с детьми в Тригорском весной 1813 года» настолько величественно, мощно и выразительно изображена природа, что главных героев композиции – Прасковью Осипову с детьми – едва можно различить в нижней части полотна.
На картине «Озеро Маленец ранним утром» запечатлена «расслабленная», пробуждающаяся природа, и над озером завис туман. Тонкое «призрачное» состояние подчеркивают невесомые сеточки паутин на слегка колышущейся траве.
«В творчество Дмитрия Белюкина хочется погрузиться полностью, даже очутиться внутри картин, чтобы ощутить прохладу воды, дуновение утреннего ветра…», – поделилась директор Вологодского музея-заповедника Юлия Евсеева.
«В основе высокохудожественного произведения всегда лежит большой талант, помноженный на профессионализм и трудолюбие. Автор по-настоящему влюблен в свою профессию, в свой образный мир. Он тонко чувствует красоту природы. Меня очень тронул лиризм его пейзажей. Надо быть своего рода поэтом, чтобы настолько прочувствовать и передать красоту этого мира», – считает Николай Мишуста, председатель Вологодского отделения Союза художников России. Талант и высокое мастерство Дмитрия Белюкина отметил его коллега и друг – народный художник России Валерий Страхов: «В сердце Дмитрия Анатольевича живут стихи Пушкина, и с этой высокой планки он смотрит и на своё творчество, и на окружающую действительность. Выставка получилась такой же солнечной, как поэзия Александра Сергеевича».
Поэтическую атмосферу дополнили музыкальные выступления: певица Мария Запольских исполнила для гостей романс на стихотворение Марины Цветаевой.
Кристина Страмова
вернуться назад