Пресса
Православие в живописи Дмитрия БелюкинаВ Вятском художественном музее имени Васнецовых 15 апреля 2022 года открылась персональная выставка народного художника России - Дмитрия Белюкина. В открытии выставки принял участие и автор произведений – крупнейший из современных мастеров исторической живописи член ВТОО «Союз художников России», академик Российской Академии художеств Дмитрий Анатольевич Белюкин.
На выставке представлено более 230 живописных и графических работ, выполненных в классическом стиле, в том числе, работы, которые экспонируются впервые. Тематика произведений – от исторических деятелей до родных пейзажей, картины духовных обителей. В произведениях художника отражены памятные свершения прошлого нашего Отечества, трагические события, грандиозные победы и знаковые исторические фигуры разных эпох.
Перед официальным открытием выставки Дмитрий Белюкин для почитателей искусства, гостей провел авторскую экскурсию.
Экспозиция выставки напомнила школьные «уроки истории». Произведения Дмитрия Белюкина можно разделить на циклы: полотна, посвященные русскому православию и святым местам, страницы прошлого России, картины, посвященные творческой деятельности Пушкина и жизни семьи поэта.
Художник работает во всех жанрах: от портрета исторических деятелей до трогательных родных пейзажей. Каждую работу можно долго разглядывать, постигая мельчайшие детали живописного полотна, вникая в сюжет.
У Дмитрия Белюкина схем нет, живопись кажется теплой, душевной и искренней. «Многострадальная, счастливая, великая» — это о Родине, аккумулирующей в себе прошлое, настоящее и будущее. Художник щедро возвращает русскому зрителю живописную классику, основанную на национальных эстетических представлениях.
«Классическое искусство всегда будет нужно людям, воспринимающим мир в гармонии, созданной Божьим промыслом. Приблизиться к этой гармонии – главная для меня задача», - отмечает Д.А. Белюкин.
Работы Дмитрия Белюкина находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее А.С. Пушкина и Музее Вооруженных Сил в Москве, Государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское», а также в собраниях Министерства культуры России, Российской Академии художеств и частных коллекциях в России и за рубежом.
***
После завершения официального открытия выставки и авторской экскурсии Дмитрий Анатольевич ответил для сайта Вятской Епархии на несколько вопросов.
- Каким образом получилось представить выставку на Вятской земле?
- В позапрошлом году я был приглашен на вятский пленэр художников, который организует правительство Кировской области совместно с художественным музеем имени братьев Васнецовых. Пленэр известен в России. Вообще я не сторонник пленэров, был всего на двух таких мероприятиях и больше не планирую, хотя пленэров в стране проходит много и они достаточно интересные. Не поеду просто потому, что у меня, как вы поняли по выставке, свой личный творческий план, я работаю над картинами, и чтобы найти время – неделю или две выкроить на пейзаж, такого нет. Но здесь я такое приглашение принял, о чем не жалею.
Во-первых, был коллектив художников очень хороший. Как известно, по результатам пленэра проходит большая выставка, и среди художников есть некая соревновательность. Ведь художники, даже заслуженные, даже народные, приглашенные на пленэр, видя лучшие отобранные работы участников предыдущих пленэров, стараются сделать лучше. В этом есть своего рода дерзость, своего рода азарт, сделать еще лучше. Даже выбирается здесь по пленэру один лидер – у нас это была Ирина Рыбакова – прекрасная художница, мой товарищ, выставка работ которой в музее будет представлена вскоре после моей. Мы жили в городе, я тогда ненадолго приехал, но успел написать довольно много, полюбоваться какими-то сохранившимися кусками старого города, проникнуться духом Старой Вятки.
- Работали прямо в Кирове, а не в Васнецовской усадьбе?
- В Васнецовской усадьбе я не работал. Хотелось бы в воскресенье туда съездить. Завтра у меня по планам, если не сорвется из-за снегопада, поездка в Великорецкое, а вчера я побывал в Уржуме, где тоже когда-то проходил пленэр, который мне понравился по работам моих коллег, по их рассказам, и я счастлив, что вчера меня отвезли в Уржум, и я целый день работал там. Снега не было, даже выглядывало солнышко, была настоящая весна. Поверьте, что вчерашняя поездка в Уржум для меня как художника, стоит нескольких пленэров, потому что я столько увидел и столько сделал этюдов, что по моему методу работы по этюдам, по памяти я постараюсь сделать несколько картин.
- Будущие картины также будут представлены зрителю?
- Естественно, что работы можно будет где-либо увидеть. Уникальность же сегодняшнего события в том, что музей нашел возможность, государственное финансирование организовать выставку. И если этого музей не будет делать, то жизнь просто замрет, и художественная, в том числе.
- Много Ваших картин отражает красоту Православия, это касается и исторических сюжетов, и картин, изображающих Афон, Иерусалим, отражающих знаковые моменты из жизни духовных лиц, портреты духовенства… Где Вы черпаете вдохновение на подобные произведения, это творчество сопряжено с вашей духовной жизнью, верой?
- Вы сами ответили на поставленный вопрос. Вдохновение черпается в Православии, вдохновение черпается в вере, вдохновение черпается в том, что мы тоже работники во славу Божию. Мы делаем по благословению, мы делаем многие работы просто для того, чтобы они были сделаны: именно как наша жертва, иногда в ущерб нашему благосостоянию. Жертва для того, чтобы эта картина была создана, жертва во имя искусства, жертва во имя Отечества и той гармонии Божьего мира, которая дана Его великим промыслом и которую мы обязаны воспевать.
- Ваша особо знаковая работа, в которую Вы вложили душу?
- Отмечу несколько таковых именно в православной тематике. У меня были отдельные выставки, посвященные святым местам Православия, я действительно паломник со стажем – восемь раз был на Афоне, бессчетное количество раз в Иерусалиме, на Генисаретском озере, в его окрестностях. Даже если сейчас русских совсем не пустят на Афон, у меня столько этюдов, сделанных в предыдущих поездках, что в мастерской я могу написать по ним десятки картин. В этом преимущество этого метода работы по этюдам в русской классической школе живописи. Поэтому в каждой из таких тем у меня есть свои любимые картины.
В теме «святые места Православия» у меня, наверное, таковая – триптих панорама Иерусалима – «Иерусалим. Рассвет». И из Афонских работ также есть любимые: «Панорама Афона с вершины Святой Горы». И из исторических картин также есть любимые, и вы сегодня их видели в ходе презентации – «Венчание на Царство Михаила Федоровича Романова» и совершенно другая по тематике работа, написанная мною на свой страх и риск – «Конец третьего рейха. Парад Победы 24 июня 1945 года».
- На свой страх и риск в связи с сегодняшними явлениями в мире?
- Нет, говоря, «на свой страх и риск», я имею в виду совсем другое. Это без государственного заказа, без частного заказа. Это та возможность, которую мы художники-классики, лишенные государственного финансирования от Министерства Культуры, не можем себе позволить или позволяем, туго затянув поясок, когда какую-то картину делаем, не дожидаясь заказа. Делаем, потому что считаем, что нам необходимо ее сделать, потому что нам будет стыдно, если мы ее не сделаем.
- На выставке одна из картин – «Вечные ценности» отличается особой душевностью, отражает деревню, чем она навеяна и близка для Вас – уроженца столицы?
- На ней изображен житель деревни Терехово Мокин Николай Петрович, и я его знаю больше, может быть, сорока пяти лет, потому что именно в эту деревню меня вывозил с трехлетнего возраста отец, для меня это стало моей малой родиной. Я не воспринимаю Москву, этот огромный город как Родину. Для меня этот Валдай – деревня Терехово Валдайского района Новгородской губернии – мое любимое место, у меня там домик, я туда при первой возможности уезжаю и люблю там работать, там рядом Иверский монастырь, построенный Патриархом Никоном, то есть это удивительные места, есть заповедник, поэтому для меня так близок и этот человек, и тема русской деревни.
Всем искренне желаю здоровья, крепости, помощи Божией и вечных ценностей!
Фото пресс-службы Вятской Епархии
Вопросы Д.А. Белюкину задавала Лада Баева
Источник: сайт Вятской и Слободской Епархии
вернуться назад