Галерея классической живописи
Комментарий автора:«Многие помнят Галерею Дмитрия Белюкина или Галерею классической живописи, как она одно время называлась, находившуюся в Царской башне Казанского вокзала Москвы.
Созданная в 2010 году, она просуществовала до 2018 года. Я всегда буду благодарен В.И.Якунину, тогда Президенту ОАО «РЖД», за возможность предоставленную мне создать новое выставочно-культурное пространство.
В Галерее, в отличие от других авторских галерей Москвы, проходили выставки и презентации не только моих работ, но и моих коллег из Москвы и регионов, получали «путёвку в жизнь» молодые талантливые художники, проводились клубные встречи, научные конференции, проходили концерты, ставились спектакли, и всё это — бесплатно, для людей. Я горжусь, что тому коллективу единомышленников удалось создать в Галерее центр вращения настоящей художественно-интеллектуальной элиты, учёных, политиков, военных, людей разных специальностей, объединённых любовью к России и классическому искусству.
Вспоминаю сейчас размах деятельности Галереи и радость, что те усилия были не напрасны.
Например, к 170-летию Российских железных дорог Попечительским Советом Галереи был инициирован, а руководством РЖД поддержан Всероссийский конкурс с выставкой лучших работ победителей на эту тему. Колоссальная работа по отбору достойных произведений проводилась сотрудниками РЖД и художественно-экспертным советом, приглашённых мной из Академии художеств, Союза художников и Министерства Культуры России.
И дело не только в серьёзном призовом фонде по трём номинациям, дело в том, что проявленный интерес к изобразительному искусству всколыхнул дремлющую художественную жизнь, вселил надежду, что профессия художник ещё нужна и востребована.
Можно перечислять ещё многие достойные выставки, концерты и другие события, проходящие в Галерее.
К сожалению, статус её был ведомственный, новое руководство ОАО «РЖД», согласно веянием времени стало делать её коммерческой и корректировать позицию поддержки классического национального искусства, которое может быть и поддерживалось только в нашей Галерее. Обид у меня на них нет, но это уже — не моё, таких галерей масса.
Не жалею я и о затраченном времени и силах, с благодарностью вспоминаю единомышленников, нашу радость от того или иного осуществлённого проекта.
Как говорил поэт: «...не говори с тоской — их нет, но с благодарностью — были!». Так и я полагаю, что та деятельность была не напрасна и будет ещё востребована на каком-то новом уровне.
А пока я с удовольствием, как говорят художники, «ушёл в подполье», работаю, пишу и стараюсь показывать свои работы как на сайте, так и на выставочных площадках.
В это рубрику «Галерея» мы по просьбе многочисленных друзей Галереи, которые тоскуют без неё, разместим часть материалов прежней её деятельности, напоминающих о событиях, для многих, дорогих и ярких.»
Галерея в настоящее время закрыта. «Царская башня» будет работать в другом формате. Мы дополнительно сообщим информацию о выставках и мероприятиях.
Картинная галерея народного художника Российской Федерации (новое название «Галерея классической живописи») была создана в октябре 2010 года по инициативе и поддержке руководства ОАО «РЖД».
С появлением в России ХIX века нового вида транспорта железнодорожные вокзалы стали местом изысканного интеллектуального и духовного пространства. Vauxhall – так назывался парк с концертным залом для увеселительной эстрадной программы. Этот парк в XVII веке находился в пригороде Лондона и принадлежал Джейн Вокс. Вокзал как таковой, в нынешнем понимании его слова, появился в Великобритании в 1825 году. В русском языке это слово появилось одновременно с вокзалом Царскосельской железной дороги в Павловске в 1836 году. На вокзале в Павловске был открыт специальный концертный зал, где с большим успехом выступал Иоганн Штраус. Петербургская публика начала ездить по железной дороге ради развлечений на вокзале в Павловске, железная дорога становилась популярной.
Особое внимание уделялось архитектуре самих зданий. Их строили как дворцы (Павловский, Николаевский – ныне Ленинградский). В конце XIX века стал выделяться своей постройкой в новом русском стиле Северный (Ярославский) вокзал. Для него известный меценат С.И.Мамонтов заказал художникам В.Серову и К.Коровину серию картин о природе Дальнего Севера. Для современного VIP зала Ярославского вокзала в 2005 году Д.А.Белюкин в традиции живописного решения пространства написал огромное полотно «Матушка Русь. Ярославль». В начале XX века строится Казанский вокзал, может быть самый красивый в Москве, сочетающий в архитектурном решении элементы модерна, зодчество Востока и Московского Кремля. Архитектор А.В. Щусев, по проекту и под руководством которого возводился Казанский вокзал, задумывал его не только как функциональное здание, но и как произведение архитектуры, призванное украсить Каланчёвскую площадь Москвы. Для росписи залов были приглашены такие известные русские художники как А.Н.Бенуа, Б.М.Кустодиев, З.Е.Серебрякова, М.В.Добужинский, Н.К.Рерих, А.Е.Яковлев, И.Я.Билибин, Е.Е.Лансере.
В Царской башне Казанского вокзала по замыслу архитектора А.В.Щусева Император Николай II мог принимать делегации, проводить встречи. Замыслам не суждено было осуществиться из-за революции и гражданской войны. Башня была возведена по сохранившимся чертежам архитектора лишь в конце ХХ века.
Может быть, только сейчас в картинной Галерее народного художника России Дмитрия Белюкина Царская башня получает достойное этого архитектурного пространства содержание, наполняется смыслом, историческими образами представленных картин. Создание подобной Галереи, где звучит музыка, возвращает нас к исторической традиции: вокзал – центр культурной жизни.
Д.А.Белюкин, убежденный приверженец традиций русского реалистического искусства, начиная с 80-х годов взял за правило не продавать лучшие свои произведения. Как талантливый художник и человек неукротимой энергии он писал картины, украшающие многие музеи, картинные галереи и частные собрания и параллельно собирал свою коллекцию, называемую им «Золотым фондом». Трудности возникали у художника не только в борьбе за выживание в постперестроечное время, но и с хранением картин «Золотого фонда» в его небольшой мастерской. Начиная с 2005 года по решению Г.С. Полтавченко, тогда полномочного представителя Президента РФ в ЦФО и поддержке Центра национальной славы персональная выставка «Тихая моя Родина…» с успехом прошла более чем 35 городах России и за рубежом. Более миллиона зрителей увидели работы «Золотого фонда», тысячи благодарных откликов шли и идут в адрес Центра за возможность увидеть прекрасную живопись в отдаленных регионах, которой они были лишены, и о которой трудно было мечтать.
Активная выставочная деятельность автора, его гражданская позиция патриота, постоянные выезды в регионы, встречи со зрителем, военнослужащими, школьниками, студентами, юными художниками были по достоинству оценены Государством, Министерством культуры РФ, Российской академией художеств, различными общественными организациями и фондами. В 2009 году Д.А.Белюкин стал лауреатом Международной премии Фонда Андрея Первозванного «За веру и верность» и лауреатом премии «Человек года». Он имеет награды Президента РФ, Правительства Москвы и Министерства оброны РФ, является одним из ведущих художников Студии военных художников им. М.Б. Грекова, членом Общественного совета Министерства культуры РФ.
Выставочный фонд художника огромен. В Галерее постоянно происходят смены экспозиций автора. Часть работ покидает экспозицию на временные выставки, часть возвращается, периодически проходят презентации новых созданных художником картин. Помимо этого Попечительский совет Галереи и Д.А. Белюкин знакомят москвичей и гостей столицы с выставками художников Москвы и разных областей России, работающих в традициях русской классической школы живописи. Руководством РЖД была озвучена генеральная линия - давать дорогу молодым талантам; и уже десятки недавних студентов получили в этих стенах известность и своеобразную путевку в жизнь. За шесть с половиной лет своего существования Галерея завоевала право считаться одной из самых престижных выставочных площадок Москвы. Из крупных проектов этих лет – выставка произведений лауреатов и участников Всероссийского конкурса живописи и графики, посвященная 175-летию железных дорог России, юбилейная выставка творческой мастерской живописи Российской академии художеств "Традиции школы", выставки «Традиции пленэрной живописи» художников Костромы и Брянска. Большой интерес вызвала выставка произведений А.А.Пластова «Последний билет в Россию» (2011г.), выставка «Война и мир» (2013г.), «За Веру, Царя и Отечество» (2014г.) и другие. Крупнейшим событием 2015 года не только Галереи, но и всей юбилейной культурной жизни столицы стала уникальная Всероссийская выставка «Знамена войны», живопись, графика, скульптура, кино- и фотодокументы, современная фотография, музейные архивы.
В Галерее предусмотрены встречи зрителей с автором, известными артистами театра и кино, писателями и поэтами. Много детей под руководством профессиональных педагогов постоянно проводят обучение основам живописи и рисунка, сам Д.А.Белюкин встречается с детской и юношеской художественными аудиториями и проводит мастер-классы. Проходят музыкальные вечера, и в лучших традициях вокзалов звучит классическая музыка. С 2010 года несколько раз в году проходят Клубные встречи «Экология души» с приглашением руководства ОАО «РЖД», политической и культурной элиты страны. С 2013 года для широкой аудитории работает программа «Музыкальные четверги в Царской Башне», а также спектакли Камерного театра «Диалог».
Архив событий в галерее
Станция Россия
С 18.12.2018 до 31.03.2019 в Галерее «Царская Башня», Казанский вокзал.
Галерея «Триумф» и галерея «Царская башня» представляют выставку «Станция Россия». Проект был представлен в Павильоне Россия в рамках 16-й Международной архитектурной биеннале в Венеции в 2018 году и связан с заявленной кураторами биеннале темой «Свободное пространство» (FreeSpace), которая имеет для России особое значение.
Вопросы пространства, его постижения и освоения являются коренными вопросами русского бытия. Россия обитаема там, где проходит железная дорога. Железная дорога служила и еще долго будет служить инструментом покорения бескрайнего русского пространства.
Проект называется «Станция «Россия» потому, что он посвящен прошлому, настоящему и будущему российских железнодорожных вокзалов. Особое внимание будет уделено звуковым инсталляциям и мультимедиа. Вокзалы обладают гигантским потенциалом, а территории вокруг них являются сегодня и будут завтра единственным свободным пространством мегаполисов.
Выставка состоит из пяти разделов, каждому из которых будет отведена часть экспозиции:
В разделе «ВВЕДЕНИЕ В ГЕОГРАФИЮ» будет представлено видео (Tanatos Banionis, 21), рассказывающее о масштабах страны, о разрастающихся городах и кровеносной системе железнодорожных путей – об интенсивности движения, пассажиропотоках, о вокзалах – начиная от павловского «воксала», где устаивались музыкальные концерты, «приятный отдых и разумные увеселения на лоне прелестной природы» до вокзалов, имплементированных в сложную городскую среду.
Во втором разделе, названном «ПРОЕКТНОЕ ДЕПО», представлены проекты, старые и современные фотографии с вокзалами и пассажирами, кадры с камер наблюдения. Центральное место займет макет первого, павловского вокзала (Литейная Часть-91 (Р. Даянов).
В этом же разделе представлен макет вокзала в Олимпийском парке в Сочи (Студия-44, Н. Явейн), рисунки и объекты архитектора Н. Шумакова (Метрогипротранс), посвященные ВСМ Москва – Казань.
В третий раздел «ЗАЛ ОЖИДАНИЯ БУДУЩЕГО» войдет современное предложение по развитию площади трёх вокзалов в Москве (Горожане / Citizenstudio (М. Бейлин, Д. Никишин), Studio 911 (В. Крылов, А. Чурзин, И. Ассоров). Художник Анатолий Акуе специально для выставки исполнит настенную роспись.
В четвертом разделе – «КАМЕРА ХРАНЕНИЯ», с двух сторон заполненная ячейками с артефактами и инсталляция из забытых/потерянных чемоданов.
И, наконец, в последнем пятом разделе «ПРЕОДОЛЕВАЯ СВОБОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО» в большом замороженном окне, имитирующем вагонное, демонстрируется фильм «Семь дней за семь минут» (7), снятый молодым московским режиссером (Даниил Зинченко), отправившимся в путешествие через всю страну на встречу с дедом, живущим во Владивостоке.
Генеральным партнером проекта стал ОАО «РЖД» – одна из самых крупных в мире железнодорожных компаний с колоссальными объемами грузовых и пассажирских перевозок, гигантской инфраструктурой, славной историей и большими перспективами.
Под эгидой Министерства культуры Российской Федерации.
Куратор: Семен Михайловский, ассистент куратора: Екатерина Толстая
Участники: Студия 44 (Н. Явейн), Метрогипротранс (Н. Шумаков), Литейная Часть-91 (Р. Даянов), Горожане / Citizenstudio (М. Бейлин, Д. Никишин), Studio 911 (В. Крылов, А. Чурзин, И. Ассоров), Анатолий Акуе, Даниил Зинченко.
Галерея «Царская Башня», Казанский вокзал.
Адрес: Комсомольская площадь, дом 2. Вход со стороны Рязанского проезда.
Проезд до станции метро «Комсомольская».
Время работы с 10:00 до 21:00 ежедневно, перерыв на обед с 13:00 до 14:00.
вернуться назад