О Художнике— Биография Д.А. Белюкина— Альбом-монография— Галерея классической живописи

Работы— Избранное— Новые картины— Историческая картина— Святые места Православия— Пейзаж— А.С. Пушкин и его время— Евгений Онегин— Портрет— Натюрморт, цветы— Графика— Этюды

Публикации— Пресса— Авторские статьи

Выставки, события

Контакты

О ХудожникеРаботыПубликацииВыставки, событияКонтакты

Авторские статьи

Самый замечательный художник и человек
Журнал «Искусство для всех», апрель 2015 года.

Я всегда помню своего отца. Он показал мне окружающий мир так, что я могу смотреть на него только с добром и честно переносить его на холст или бумагу.

Анатолий Иванович Белюкин был художником книги, целостного, эстетически осмысленного предмета, в котором с художественной образностью переплетены функциональные и технические качества. Опыт отечественного книжного искусства постоянно обогащается поисками в выработке новых принципов книжного оформления. Со временем меняются технологии книжного производства, стили и вкусы в искусстве, но сохранение и развитие отечественными художниками традиций создания книги помогают читателям погрузиться в мир литературного произведения.

В нашей стране были годы оттепели, и тогда в отечественной культуре совершались значительные и важные перемены. Но всегда новые идеи по ряду причин натыкались на сопротивление руководящих органов, да и собратья по цеху не отставали от них. Положение спасали выставки книжной графики, которые всегда были в центре всеобщего внимания, привлекали множество зрителей и художников и воспринимались словно глоток свежего воздуха, так как на них появлялись работы, своим стилем сильно отличающиеся от общепринятых норм.

Анатолий Белюкин был постоянным участником подобных вы-ставок, одним из тех, кто на практике осуществлял новые идеи. Он принадлежал к той группе художников, которые были известны своими новаторскими методами, существенно изменившими об-лик книги.

Анатолий Иванович Белюкин отдал книжному делу почти пятьдесят лет, оформил и проиллюстрировал свыше двухсот изданий. Его творчество знакомо не одному поколению читателей.

Отец часто занимался со мною, учил основательности при под-ходе к любому вопросу, даже если это было какое-либо малозначимое дело. Этому его научили педагоги, с которыми посчастливилось встретиться Анатолию Белюкину, они-то и оказали решающее влияние на его личность.

Ещё в школе у подростка впервые раскрылись способности к изобразительному искусству. Тогда же появилась мечта стать архитектором, чему не противоречил его конечный выбор. «Книга очень похожа на архитектуру», — сравнивал эти два направления в искусстве величайший отечественный мастер книжной графики Владимир Фаворский.

Анатолий Иванович, объясняя своё решение стать художником книги, говорил: «К книге меня тянуло с детства, традиционное для всех нас почтительное отношение к ней было усилено тем, что я пошёл учиться в самом начале тридцатых годов, в годы бурного подъёма всеобщего интереса к знаниям, я бы сказал, борьбы за образование, за культуру. Окончательный выбор я сделал уже после войны, демобилизовавшись».

Вчерашний выпускник десятого класса Анатолий Белюкин добровольцем ушёл в армию. С января 1943 года он был на передовой. Воевал на 1-м и 2-м Украинских фронтах в пехоте, был связистом и разведчиком, сначала рядовым, затем сержантом. Участвовал в боях под Корсунь-Шевченковским и в освобождении Правобережной Украины. Пройдя боевой путь через Румынию и Венгрию, победу встретил в Словакии. Потом был направлен на Западную Украину, где и демобилизовался в 1946 году.

Отец имел много боевых наград, из которых больше всего ценил медаль «За боевые заслуги».

Судьба оказалась добра к Анатолию Белюкину — все годы армейской службы он оставался цел и невредим. Но это время, проведённое на войне, несомненно, многое определило в его характере. Всю свою жизнь Анатолий Иванович не любил официоза и фальши, ценил искренность и в человеческих отношениях, и в искусстве.

В Московском полиграфическом институте он учился с 1947 по 1952 год. После окончания вуза Анатолий Белюкин был направлен по распределению в Ригу, где и началась самостоятельная работа. Его иллюстрации всегда отличались новизной передачи сути и творческого исполнения, профессиональное мастерство художника позволяло ему легко и артистично справляться с самыми разными задачами. Отец одинаково легко и с удовольствием использовал в своём творчестве такие виды изобразительного искусства, как книжная графика, акварель, станковая графика, особо он любил технику офорта.

Анатолий Иванович не любил говорить о войне, и когда иллюстрировал книги об этих событиях, он не обращался к их описанию, а показывал героев произведения. Явившиеся из тех опалённых лет, находящиеся «по другую сторону листа», по другую сторону жизни, они смотрят прямо на нас. Спустя много лет он побывал снова в Словакии на симпозиуме графиков, с лёгким сердцем посетил те места, где воевал, и уже с альбомом, а не с автоматом прошёл по деревням, посёлкам и холмам.

Дмитрий Белюкин

вернуться назад
Сайт сделан в Колд Вижен в 2017 году.