Выставки, события
Выставочный проект «Последняя дуэль. Дмитрий Белюкин», посвящённый памяти А.С. Пушкина
Этот проект – результат глубоких знаний Д.А. Белюкина в области российской истории и пушкиноведения, тщательного изучения творчества А.С. Пушкина, воспоминаний современников и литературоведческих исследований. Его уникальность – не только в высочайшем исполнительском мастерстве художника, сумевшего создать яркие и психологически достоверные образы, но и в фотографической точности, с которой мастер запечатлел мельчайшие детали той далекой эпохи – фрагменты петербургской архитектуры, статские костюмы, военные мундиры и т. п.
В экспозиции – работы Д.А. Белюкина, посвящённые последней дуэли А.С. Пушкина, из фондов ГМП и Пушкинского Заповедника.
Место проведения: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское» (Пушкинский Заповедник). 181370, Российская Федерация, Псковская обл., Пушкиногорский р-н, городское поселение «Пушкиногорье», территория «Михайловское», выставочный зал «Льнохранилище» музея-усадьбы «Михайловское».
Организаторы: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское» (Пушкинский Заповедник) и Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Государственный музей А.С. Пушкина».
Дата начала и окончания: с 10 февраля 2025 года по 01 апреля 2025 года.
Время работы (начало и завершение): с 10:00 до 16:30. Выходные дни – понедельник, вторник.
Цена билетов: взрослые, пенсионеры и учащиеся от 14 лет — 100 руб; школьники до 14 лет — 50 руб; дошкольники и Б/П категории — бесплатно.
Статья «Последняя дуэль» к выставке.
И Пушкин падает в голубоватый колючий снег.
Э. Багрицкий. О Пушкине. 1924
Серия работ народного художника РФ Дмитрия Анатольевича Белюкина «Последняя дуэль» была создана в преддверии празднования 225-летия со дня рождения А. С. Пушкина.
С Дмитрием Анатольевичем Белюкиным – выдающимся живописцем, мастером русского реализма, народным художником Российской Федерации, действительным академиком Российской академии художеств – Государственный музей А. С. Пушкина связывают многолетние профессиональные и дружеские отношения. Так, Д. А. Белюкин является членом Ученого совета музея, в фондах хранятся дары художника – его иллюстрации к пушкиниане.
Тема дуэли, к которой обращается Д. А. Белюкин, не раз привлекала художников. Однако такой крупномасштабный художественный проект был разработан и предпринят впервые. Живописные полотна посвящены трагедии на Черной речке. Они представляют собой подробный рассказ о событиях того рокового дня. На них мы видим Пушкина и К. К. Данзаса, отправляющихся к месту дуэли; секундантов, протаптывающих тропинку в глубоком снегу и обозначающих барьеры; Данзаса, дающего сигнал к началу поединка; Дантеса, стреляющего в поэта, и Пушкина, целящегося в своего противника…Тематика этих картин в точности соответствует воспоминаниям современников поэта – К. К. Данзаса, О. д’Аршиака, В. А. Жуковского, высказывания которых сопровождают работы Д. А. Белюкина. Уникальность этого проекта – не только в высочайшем исполнительском мастерстве художника, сумевшего создать яркие и психологически достоверные образы, но и в фотографической точности, с которой запечатлены мельчайшие черты той далекой эпохи – фрагменты петербургской архитектуры, статские костюмы, военные мундиры и т. п. Объясняя свое внимание к историческим деталям, Д. А. Белюкин писал: «Деталь в картине – признак мастера. <…> Ты кропотливо собираешь материал, сидишь в библиотеках, изучаешь историю, костюм, интерьер, нюансы эпохи. <…> А без этого труда картина будет неубедительна».
Главной отличительной особенностью Д. А. Белюкина как живописца является высокая профессиональная требовательность к себе и своему творчеству. Искусствоведы называют его мастером больших и вечных тем. В своих работах он размышляет о смысле жизни, об истории России, ее прошлом и будущем.
Проект «Дуэль» – это результат глубоких знаний художника в области российской истории и пушкиноведения, тщательного изучения творчества Пушкина, воспоминаний современников и литературоведческих исследований. И, что особенно важно, это результат сотрудничества со Всероссийским музеем А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге и Государственным музеем А. С. Пушкина в Москве, которые предоставили Д. А. Белюкину уникальную возможность работать в мемориальных интерьерах и использовать для натуры подлинные музейные предметы и личные вещи поэта. Успех проекта также обусловлен многочисленными консультациями с исследователями бытовой культуры XIX века, специалистами по костюмам и военной форме. Благодаря этому «соавторству» серия живописных полотен стала законченной и исторически выверенной хроникой последней дуэли поэта.
Фотографии с открытия выставки:
















