О Художнике— Биография Д.А. Белюкина— Альбом-монография— Галерея классической живописи

Работы— Избранное— Новые картины— Историческая картина— Святые места Православия— Пейзаж— А.С. Пушкин и его время— Евгений Онегин— Портрет— Натюрморт, цветы— Графика— Этюды— Картины в процессе работы, варианты, подготовительные этюды

Публикации— Пресса— Авторские статьи

Выставки, события

Контакты

О ХудожникеРаботыПубликацииВыставки, событияКонтакты

Выставки, события

«Многострадальная, счастливая, великая» — выставка Народного художника РФ Дмитрия Белюкина в Кирове
Афиша к выставке: Многострадальная, счастливая, великаяМесто: Вятский художественный музей им. А.М. и В.М. Васнецовых
Адрес: г. Киров, ул. Карла Маркса, 70
Даты: С 16 апреля по 19 июня 2022 г.

Дмитрий Анатольевич Белюкин – народный художник РФ, академик Российской академии художеств, член Студии военных художников им. М.Б. Грекова, является сегодня одним из ведущих мастеров живописи современной России. Убеждённый приверженец традициям русской классической школы живописи, создавший за более чем 35-летний период своей творческой деятельности свыше 850 произведений, он с успехом работает во всех видах изобразительного искусства: портрете, пейзаже, натюрморте, станковой графике, книжной иллюстрации и, что особенно важно, в редком, может быть, самом сложном жанре историко-тематической картины.

Выставка, открывающаяся в Вятском художественном музее им. А.М. и В.М. Васнецовых – первый показ в таком объеме исторических картин Д.А. Белюкина, начиная с XII века и кончая днем сегодняшним.

«Многострадальная, счастливая, великая» - это о Родине. Для художника это и памятные свершения прошлого, и трагические события, и грандиозные победы, и знаковые фигуры разных эпох. Одна из задач выставки – привлечь внимание к великому и непростому прошлому России.
Многие картины уже известны зрителю по ряду его крупных персональных выставок разной тематики от Святых мест Православия до Пушкинианы, прошедших в Москве, Санкт-Петербурге и ряде регионов России. А такие, как «Венчание на царство М.Ф. Романова» 2019-2020, триптих «Конец Третьего рейха. Парад Победы 24 июня 1945 года» 2015, 2020, «Битва при Молодях в 1572 году» 2021 будут показаны впервые.

Пройдет презентация и таких работ, как «Совет в Филях» 2021 и «Ангелы с моря» 2019, сделанные Д.А. Белюкиным по заказу Министерства Обороны РФ, которое одно из немногих государственных структур поддерживает и военно-патриотическую тему и реалистическое направление в живописи.

Как художник Студии военных художников им. М.Б. Грекова, как знаток и любитель истории, Д.А. Белюкин с удовольствием выполнил ряд картин и по победам русского оружия XVIII-XIX веков.
Пейзажи выбраны в экспозицию не только по красоте живописи, но и по дополнению общего исторического повествования, подтекста или фона тех или иных событий. К таковым относятся Афон и Иерусалим – центры влияния, споров и даже войн, как Крымская война 1854 года.
Тему развития Православия на Руси внимательный зритель может проследить в линии Афон – Киево-Печерская Лавра – Москва. Третий Рим – монастыри России.

Впервые на выставке Д.А. Белюкина приоткрыты секреты «кухни» художника, того, что может представлять интерес не только для профессионалов и студентов художественных вузов, но и широкого зрителя. Это этапы создания большого полотна от первого замысла, эскиза, до натурных этюдов предметов эпохи и поисков образа героя.

К качествам, которые выделяют Д.А. Белюкина из ряда его достойных коллег, продолжающих традицию русской классической школы живописи, можно отнести глубокое, энциклопедическое знание материала по той или иной эпохе, включая костюм, в том числе военный, быт, интерьер, детали пейзажа.

И второе – это работа над полюбившейся темой на свой страх и риск, не дожидаясь государственного или частного заказа. К таким работам можно отнести «Конец Третьего рейха», имеющую свою интересную судьбу: написанная в 2015 году, она три с лишним года стояла в запаснике и в 2020 была почти полностью переписана автором с изменением образов героев, перспективы и добавлением боковых частей.


Аннотация к выставке

В условиях мозаичности и полифонии художественной жизни рубежа тысячелетий, ангажированности так называемых актуальных направлений, разновекторной деятельности многочисленных галерей и «раскрутки» кураторами определенного круга имен творческая поступь Белюкина, ориентированного на реалистические традиции русского классического наследия, отличается завидной уверенностью, самостоятельностью и последовательностью. В период общественного «разброда и шатаний», потери социальных и личностных ориентиров, искушений диким арт-рынком художник не только не потерял свою индивиду­альность, но и отстоял целое направление в отечественном искусстве.

Уже с конца 80-х годов Белюкин избирает необъяснимый с точки зрения галерейного бизнеса с его обоймой «востребованных имен» иной, творчески сосредоточенный тип бытия. Он напряженно работает в уединении, вдали от суеты, над большой исторической картиной, проходя, таким образом, тради­ционный для русской школы живописи путь создания программного полотна. Белюкин - один из тех немногочисленных художников, кто, можно сказать, сохранил для истории отечественного искусства XX-XXI веков станковую тематическую картину - не как «приятную во всех отношениях», предназначенную для украшения интерьера деталь, а как содержательно значимый художественный объект, диктующий место для своего дальнейшего существования, будь то музей, общественное пространство или частное собрание.
Художник отыскивает в истории событие, перекликающееся с сегодняшним днём и интересное зрителю, досконально изучает характеры, судьбы, костюмы и быт той или иной эпохи и работает по зову сердца, не дожидаясь государственного или частного заказа. Так были написаны одни из лучших его произведений, сразу же принесших известность молодому художнику, «Белая Россия». Исход» 1992-1994, «Зеркало» 1991-1992 и «Осколки» 1996 годов. Историческая правда, любовь многострадальной истории Отчества были и остаются основными ориентирами художника в решение поднять нетронутый пласт истории.

Художник больших тем и масштабных решений, Д.А. Белюкин не оставил тему Белого исхода и Добровольческой армии в изгнании, продолжил ее рядом картин, неоднократно бывал в Галлиполи (Гелиболу) в Турции и на греческом Лемносе, собрав огромный материал для будущих картин, ждущих своего воплощения.

Работающий с 1999 года в Студии военных художников имени М.Б. Грекова, Д.А. Белюкин с радостью приветствовал изменения в Главном политическом управлении, которые позволили решать для Министерства обороны темы, немыслимые в советскую эпоху: армия и духовенство, русских святых, царей и патриархов. Именно по заказу Министерства обороны появились картины «Трудно мне, отче!» (М.Ф. Романов и патриарх Филарет) 2013, «Взвешивание вощаных скосов в притворе храма Иоанна Предтечи на Опоках в Великом Новгороде в конце XII века» (Контроль духовенства за мерами и весами) 2020 и ряд других.

В нынешнее непростое для отечественного изобразительного искусства классического направления время иногда только Министерство обороны поддерживает военно-патриотический и исторический жанры. Художники студии Грекова и Д.А. Белюкин, как знаток истории, в праве найти тот или иной патриотический сюжет любой эпохи. Так, одна из работ автора посвящена битве при Молодях в 1572 году. Грандиозная победа русского воинства над объединенными силами крымского хана Давлет-Гирея и османами была, по слова Д.А. Белюкина замолчена историками, начиная Н.М. Карамзина по двум причинам: время позднего Иоанна Васильевича (Грозного) принято было клеймить, а тут как раз отличились опричные полки под командованием Д. Хворостинина.

В жанре историко-тематической картины Д.А. Белюкин не перестает удивлять зрителя широтой диапазона и охвата тем и эпох. Сейчас художник увлеченно работает над сюжетами XVII веке: «Венчание на царство М.Ф. Романова», «А.М. Романов и патриарх Никон за обсуждением строительства Нового Иерусалима» и др.

Выставка в Вятском художественном музее- это показ уже известных и ставших любимыми картин Д.А. Белюкина а так же первый презентация новых произведений. К таковым относятся «Венчание на царство М.Ф. Романова», «Вечные ценности» 2019-2020, триптих «Конец Третьего рейха. Парад Победы 24 июня 1945 года» 2015, 2020. Эта картина написана в 2015 году, более трех лет стояла в запаснике и в 2020 была переписана с добавлением боковых частей для показа масштабности и грандиозности показываемого события.

Специально к выставке в Кирове Академией акварели и изящных искусств Сергея Андрияки было принято решение оформить и показать зрителю более 70 этюдов Д.А. Белюкина, сделанных к картинам. Этапы создания большого полотна, поиск автором убедительности предметов, костюмов и образов будет представлять, как нам кажется, интерес не только для профессионалов, но и для широкого зрителя.


Открытие выставки

В Вятском художественном музее им. А.М. и В.М. Васнецовых в Кирове открылась крупная персональная выставка народного художника РФ, академика РАХ Д.А. Белюкина «Многострадальная, счастливая, великая», где представлено около 200 произведений живописи в жанре исторической картины.

Организаторы выставки: Министерство культуры Кировской области, Студия военных художников им. М.Б. Грекова, Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.

Это самый полный за время десятилетия активной выставочной деятельности художника охват исторической тематики от XII до XX веков и наших дней.

Выступивший на открытии выставки Губернатор Кировской области И.В. Васильев отметил высочайшее мастерство художника, глубину тем, многогранность выбранных сюжетов. Президент Российского детского фонда Д.А. Лиханов, поблагодарив Министерство обороны РФ за предоставленные на выставку 13 полотен Д.А. Белюкина, сказал, что, вероятно, пришло время для спецоперации в культуре, а то под видом современного «актуального» искусства зрителю навязываются ложные ценности и ориентиры.

Председатель Кировского отделения СХ России И.А. Сметанин поздравил автора от имени всех вятских художников.


Фотографии с открытия выставки:
вернуться назад
Сайт сделан в Колд Вижен в 2017 году.