О Художнике— Биография Д.А. Белюкина— Альбом-монография— Галерея классической живописи

Работы— Избранное— Новые картины— Историческая картина— Святые места Православия— Пейзаж— А.С. Пушкин и его время— Евгений Онегин— Портрет— Натюрморт, цветы— Графика— Этюды— Картины в процессе работы, варианты, подготовительные этюды

Публикации— Пресса— Авторские статьи

Выставки, события

Контакты

О ХудожникеРаботыПубликацииВыставки, событияКонтакты

Выставки, события

Открытие выставки «“Белая Россия. Исход”. История одной картины»
29 июня 2022 года в Доме русского зарубежья открылась выставка народного художника России, академика Российской академии художеств Дмитрия Белюкина «“Белая Россия. Исход”. История одной картины».

Станковая историческая живопись, без всякого преувеличения, — один из самых трудоемких видов изобразительного искусства, когда художник для осуществления своего замысла делает огромную подготовительную работу, создает множество эскизов, ищет типажи персонажей, тщательно прорабатывает детали предметов и костюмов. На такую работу уходят многие годы, а потому понятно, что узок круг художников, тем более в наше непростое время, которые отваживаются идти по этому непростому пути. Одним из самых известных художников этого направления в нашей стране является Дмитрий Белюкин.

Свою знаменитую картину «Белая Россия. Исход» художник задумал в конце 1980-х годов, когда был аспирантом Мастерской живописи Академии художеств. Тогда же он начал писать эскизы, в течение нескольких лет зарисовывая портреты будущих персонажей везде, где бывал — на Валдае, в Сибири, на Дону. Подготовительная работа была окончена в 1991 году, а в течение следующих трех лет, с 1992 по 1994 год, художник работал над самим полотном.

Выставка в Доме русского зарубежья посвящена истории возникновения этого фундаментального произведения и позволяет посетителю заглянуть в творческую мастерскую художника, погрузиться в его поиски, отраженные в первых набросках, и сопоставить их с результатом — картиной, поражающей своим эмоциональным накалом, отраженной в ней трагедией страны. И, конечно, эта выставка как нельзя более органично вписывается в пространство нашего Дома, ведь и в основной экспозиции Музея русского зарубежья значительная часть отведена белой эмиграции, Исходу, с начала которого прошло уже сто лет…

Открывая выставку, директор Дома русского зарубежья Виктор Москвин отметил, что и сейчас, спустя сто лет, русский народ остается самым большим разделенным народом в мире — от 30 до 35 миллионов наших соотечественников, по разным оценкам, живут за пределами России, а ежегодные конгрессы собирают соотечественников из 103 стран мира. «Картина Дмитрия Анатольевича, — сказал он, — одна из знаковых работ, которая навсегда войдет в историю русской культуры, русской живописи. Она передает трагизм — и в то же время вселяет надежду, что это разделение не навсегда. Наш Дом создан, чтобы эту надежду воплотить в жизнь».

Дмитрий Белюкин рассказал об истории возникновения своего грандиозного замысла и поделился личными воспоминаниями, связанными с работой над картиной, которые очень тронули всех присутствующих: в начале 1990-х тема белой эмиграции воспринималась очень неоднозначно, а чуть позже уже могло показаться, что волна моды на эту тему скоро пройдет, и картина окажется невостребованной. Но художник, несмотря на все предостережения старших товарищей, упорно шел к своей цели.

Художник и сейчас не считает для себя тему эмиграции закрытой: у него много планов новых работ, подготовку к которым он ведет много лет, — уже есть этюды к темам Бизерты, Лемноса и Галлиполи. Дом русского зарубежья, в свою очередь, с радостью ждет его следующих выставок.

Очень символичным кажется удивительный факт, которым Дмитрий Белюкин поделился с участниками церемонии: оказывается, изначально на картине было гораздо больше персонажей, но впоследствии, для создания «воздуха» в верхней части работы художник с большим сожалением вынужден был закрасить многие лица. Не образ ли это всей русской эмиграции, где, за исключением некоторых, в сущности, немногих, известных нам лиц, остаются невидимыми миллионы и миллионы никогда не вернувшихся на Родину соотечественников…

Дмитрий Белюкин отметил удачное решение выставочного пространства: разделение на «красную» и «белую» зоны оказалось, на его взгляд, очень уместным, — и поблагодарил кураторов проекта со стороны ДРЗ Лидию Топельберг и Елену Абаренкову.

На открытии выставки выступила исполняющая обязанности директора Центрального музея вооруженных сил Евгения Гладких, поделившаяся своим впечатлением от первого момента знакомства с картиной: «Меня поразила невыразимая боль утраты и безысходность. Дмитрий Анатольевич, наверное, держал кисть не рукой, а сердцем». Евгения Гладких также рассказала об истории экспоната, который сейчас соседствует с картиной Дмитрия Белюкина в Музее вооруженных сил, — о корабельном флаге Главнокомандующего русской армии и флота П.Н.Врангеля.

Член Академии художеств Светлана Маслакова подчеркнула «многотрудность картины», призвав всех присутствующих убедиться в том, сколько вложено мастерства в работу Дмитрия Белюкина.

Заместитель директора ДРЗ, военный историк Игорь Домнин, более тридцати лет посвятивший исследованиям белой эмиграции, рассказал, что увидел репродукцию картины «Белая Россия. Исход» еще в середине 1990-х годов, и она «потрясла глубиной проникновения в трагедию и умением донести эту трагедию до нас, граждан России». «Эта картина — документальная вещь, — продолжил он. — Она должна изучаться, должна быть в учебниках истории».

Коллега Дмитрия Белюкина по цеху, художник Дмитрий Слепушкин, с которым они когда-то вместе учились, среди многих появившихся в 1990-е годы и позже полотен на тему русской эмиграции выделил именно картину Дмитрий Белюкина, поскольку она создана «не на потребу дня, это серьезное искусство, с проработкой деталей вплоть до пуговиц», «в ней нет слащавости, нет фальши». Зная изнутри тяжелый труд художника, Дмитрий Слепушкин заключил: «Создание такой картины — это подвиг».

В течение церемонии открытия звучали стихи и песни о трагедии Исхода в исполнении ведущего научного сотрудника ДРЗ, барда Виктора Леонидова, дополняя эмоциональную атмосферу, созданную работами художника.

В силу своего размера сама картина «Белая Россия. Исход» не могла быть перенесена для выставки в Дом русского зарубежья (на нашей выставке представлена копия, позволяющая оценить масштаб работы) и осталась в постоянном месте своего хранения, в Музее вооруженных сил. И в этом есть, как кажется, уникальная возможность для посетителя — получить объемное представление об истории Гражданской войны и Исхода, о разделении страны на белых и красных — и, возможно, так найти свой путь к примирению.

Дом русского зарубежья искренне благодарит Дмитрия Белюкина за оказанную честь провести в наших стенах эту замечательную выставку и желает всем посетителям приятного и очень познавательного просмотра!

Светлана Дубровина

вернуться назад
Сайт сделан в Колд Вижен в 2017 году.