О Художнике— Биография Д.А. Белюкина— Альбом-монография— Галерея классической живописи

Работы— Избранное— Новые картины— Историческая картина— Святые места Православия— Пейзаж— А.С. Пушкин и его время— Евгений Онегин— Портрет— Натюрморт, цветы— Графика— Этюды

Публикации— Пресса— Авторские статьи

Выставки, события

Контакты

О ХудожникеРаботыПубликацииВыставки, событияКонтакты

Пресса

Приближение к Святой горе
Журнал «Русская История» выпуск 1-2 за 2016 год

В галерее академика Российской академии художеств, народного художника России Дмитрия Белюкина 26 апреля открылась выставка его работ, посвящённая Афону. Там же прошла презентация авторского альбома, выпущенного при поддержке Фонда Андрея Первозванного.

Это событие привлекло внимание поклонников реалистической живописи, государственных деятелей, представителей культуры и СМИ. В залах, помимо традиционной экспозиции, были развёрнуты экраны, на которых демонстрировались картины мастера.

Выступившие отмечали духовную наполненность его творчества и постоянное стремление к совершенству, что в полной мере передала великолепно изданная книга. Дмитрий Белюкин выразил глубокую благодарность всем, кто помогал его становлению как художника, поддерживал в осуществлении проектов, участвовал в издании альбома. Автор любезно согласился дать интервью нашему журналу.



– Дмитрий Анатольевич, цикл работ по Афону впервые выставлен в Вашей галерее?
– В таком виде – да. Некоторые полотна закончены только что, краска ещё не высохла. Однако вряд ли можно назвать эту экспозицию циклом. Святая Гора – это постоянная тема, к которой я обратился в 1997 году, когда впервые побывал там. И с тех пор с нею не расстаюсь.



– Вы передаёте разные настроения, избираете разные жанры – от пленэра до интерьера. Пишете один и тот же берег в горячий солнечный день и лунную ночь. Но пронизывает полотна одно ощущение – возвышенного.
– А как же иначе? Игуменья полуострова – сама Пресвятая Богородица. Ты находишься в Её уделе, где сама Она является избранным. Сегодня в Пантелеимоновом монастыре передают рассказы старцев, которые сами видели Её в верхнем храме братского корпуса. Она благословила молящихся и скрылась в алтаре. У меня нет оснований не верить этому. Над Афоном простёрлась живая огромная добрая сила, и ты ощущаешь её присутствие.

– Как ею проникнуться? Постом? Молитвой?
– Афон сам выбирает, когда и как подействует. Приближение к нему бывает настолько яркое, что волной накрывает, когда ты ещё на пароме, пока он движется вдоль берега от Уранополиса. Вершина Святой Горы будто парит в облаках. Проплывают монастыри: Ксенофонт, Дохиар, наш – Пантелеимонов. И – наступает обновление души. Бывает иначе. Изнуряющая жара, тяжёлый переход из монастыря в монастырь, заботы о ночлеге. И долго не наступает того просветления, в котором открывается чудо. Однако момент непременно настанет, сам уклад Афона пробуждает душу. Пройдите по монастырским землям. Здесь возделан каждый клочок. Мало того, плодородный грунт заботливо наносят на каменистую почву. Это монашеское послушание, которое длится почти полтора тысячелетия. У меня же своё послушание – писать. По афонскому времени полночь наступает, когда садится солнце. Я могу не отстоять до конца всенощную, чтобы запечатлеть закат. Игумен и братия поймут и примут это. Молитва на Афоне может быть соборной в храме, а может быть, как Иисусова, творимой во время какого-то занятия, как у меня – рисование. Главное для всех монастырей: сербского, русского, греческого – делать всё по благословению.



– Многие побывавшие на Святой Горе описывают достигнутое состояние как умиротворение. Это так?
– Несомненно. И самое умиротворяющее воздействие производят, как ни странно, костницы, где хранятся черепа преставившихся насельников. Это как мост в иное измерение: разговор Гамлета с черепом бедного Йорика уже не воспринимается как часть трагического противостояния жизни и смерти, а как сопоставление земной и вечной жизни. Похоронный обычай – погребение в земле и последующее извлечение через три года – позволяет определить останки праведников, отмеченные Спасителем.

И конечно же на Афоне удивительное количество святынь. Главной остаётся Иверская икона Божией Матери в одноимённой обители. В Ватопеде семь чудотворных икон, наиболее почитаемы Всецарица, а также Отрада и Утешение. Вы можете приложиться к Главе апостола Иоанна Богослова с нетленным ухом, мощам апостола Варфоломея и велико-мученика Фёдора Стратилата. Здесь же частица Честного Креста Господня, Пояс Пресвятой Богородицы. Святыни обители принято выносить паломникам. После всенощной и братской трапезы ковчежцы выставляют на столы в храме...

– Это особый обычай Ватопеда?
– Принимают очень радушно везде. Известно предание позапрошлого века о паломнике, которого не пустили бесплатно переночевать в Ивероне. Когда он кое-как устроился на ночлег, явилась женщина, которая подала ему монету, с которой он направился к монахам. Когда он протянул её, те были потрясены: монета оказалась с Иверской иконы, и снять её могла только сама Богородица. Его впустили, отслужили молебен и взяли за правило никогда и ни под каким предлогом не брать платы с путников.



– Наши соотечественники внесли немалый вклад в расцвет афонского монашества. Как Вы оцениваете нынешнее отношение к русским?
– После того периода расцвета настало время, когда русских на Афон практически не пускали – ни монахов, ни паломников. В постсоветскую эпоху ситуация изменилась коренным образом. И отношение к нам тоже. Думаю, что в этом велика роль того же Ватопеда – одного из крупнейших и влиятельнейших в афонской иерархии монастырей.

– Ему принадлежит известный скит Андрея Первозванного, некогда – русский, так что связь, можно сказать, историческая.
– Память тех давних связей, наверное, осталась. Однако настоящий перелом наступил после того, как усилиями Фонда Андрея Первозванного в Россию из Ватопеда был принесён Пояс Пресвятой Богородицы. Тогда, осенью 2011 года, к святыне приобщились более трёх миллионов человек. Архимандрит Ефрем, несколько раз приезжавший в Россию пока у нас пребывал Пояс, был потрясён силой веры, которая сохранилась в нашем народе, горением христианского духа. Он прямо призывал соотечественников учиться у нас, у русских, непостижимым образом сохранивших его.

– Не за то ли пострадал отец Ефрем, что встал поперёк тенденции очернения нашей страны?
– Вполне допускаю, что именно так. Его осудили на несколько лет за якобы неправильное использование монастырского имущества на материке. Приговор вызвал неимоверный резонанс. Игумена и прежде считали старцем с непререкаемым духовным авторитетом, аввой. Теперь же стало очевидно, что он принял страдание за веру. К нему как к духовному отцу потянулись люди из Греции и других стран. Сам начальник тюрьмы, вызывая его якобы на допрос, оставлял у себя в кабинете, где старец принимал и исповедовал своих духовных чад. Из России к нему приезжали те, кто участвовал в принесении Пояса.

– Как, Вы считаете, может сказаться широкое празднование тысячелетия Русского Афона на Святой Горе?
– Хочу надеяться, что безусловная поддержка Россией древней монашеской традиции поможет ей устоять. Требования обмирщения Афона с каждым годом звучат всё настойчивее и агрессивнее. Принадлежит он Греции, финансово патронирует его Евросоюз, причём очень часто средства выделяются на определённых идеологических условиях. Его мечтают превратить в зону VIP-туризма. Ничего подобного не происходило бы, останься он, как до Первой мировой войны, независимой монашеской республикой под патронажем России. Святой наш долг – помочь сохранить удел Пресвятой Богородицы. Да, храмы и древние корпуса сегодня поднимаются из руин и благоукрашаются. Но я говорю не только о материальном содействии, но и молитвенном. Не только афонские монахи должны молиться за весь мир, но и мы за них. Из этого источника Россия черпала силы в прошлом и будет черпать в будущем.

– Спасибо, что своими произведениями Вы помогаете этому. Желаем новых творческих успехов на Вашем пути.

Беседу вёл заместитель главного редактора В. Н. Ильин

вернуться назад
Сайт сделан в Колд Вижен в 2017 году.