О Художнике— Биография Д.А. Белюкина— Альбом-монография— Галерея классической живописи

Работы— Избранное— Новые картины— Историческая картина— Святые места Православия— Пейзаж— А.С. Пушкин и его время— Евгений Онегин— Портрет— Натюрморт, цветы— Графика— Этюды

Публикации— Пресса— Авторские статьи

Выставки, события

Контакты

О ХудожникеРаботыПубликацииВыставки, событияКонтакты

Галерея классической живописи

Комментарий автора:
«Многие помнят Галерею Дмитрия Белюкина или Галерею классической живописи, как она одно время называлась, находившуюся в Царской башне Казанского вокзала Москвы.

Созданная в 2010 году, она просуществовала до 2018 года. Я всегда буду благодарен В.И.Якунину, тогда Президенту ОАО «РЖД», за возможность предоставленную мне создать новое выставочно-культурное пространство.

В Галерее, в отличие от других авторских галерей Москвы, проходили выставки и презентации не только моих работ, но и моих коллег из Москвы и регионов, получали «путёвку в жизнь» молодые талантливые художники, проводились клубные встречи, научные конференции, проходили концерты, ставились спектакли, и всё это — бесплатно, для людей. Я горжусь, что тому коллективу единомышленников удалось создать в Галерее центр вращения настоящей художественно-интеллектуальной элиты, учёных, политиков, военных, людей разных специальностей, объединённых любовью к России и классическому искусству.

Вспоминаю сейчас размах деятельности Галереи и радость, что те усилия были не напрасны.

Например, к 170-летию Российских железных дорог Попечительским Советом Галереи был инициирован, а руководством РЖД поддержан Всероссийский конкурс с выставкой лучших работ победителей на эту тему. Колоссальная работа по отбору достойных произведений проводилась сотрудниками РЖД и художественно-экспертным советом, приглашённых мной из Академии художеств, Союза художников и Министерства Культуры России.

И дело не только в серьёзном призовом фонде по трём номинациям, дело в том, что проявленный интерес к изобразительному искусству всколыхнул дремлющую художественную жизнь, вселил надежду, что профессия художник ещё нужна и востребована.

Можно перечислять ещё многие достойные выставки, концерты и другие события, проходящие в Галерее.

К сожалению, статус её был ведомственный, новое руководство ОАО «РЖД», согласно веянием времени стало делать её коммерческой и корректировать позицию поддержки классического национального искусства, которое может быть и поддерживалось только в нашей Галерее. Обид у меня на них нет, но это уже — не моё, таких галерей масса.

Не жалею я и о затраченном времени и силах, с благодарностью вспоминаю единомышленников, нашу радость от того или иного осуществлённого проекта.

Как говорил поэт: «...не говори с тоской — их нет, но с благодарностью — были!». Так и я полагаю, что та деятельность была не напрасна и будет ещё востребована на каком-то новом уровне.

А пока я с удовольствием, как говорят художники, «ушёл в подполье», работаю, пишу и стараюсь показывать свои работы как на сайте, так и на выставочных площадках.

В это рубрику «Галерея» мы по просьбе многочисленных друзей Галереи, которые тоскуют без неё, разместим часть материалов прежней её деятельности, напоминающих о событиях, для многих, дорогих и ярких.»



Галерея в настоящее время закрыта. «Царская башня» будет работать в другом формате. Мы дополнительно сообщим информацию о выставках и мероприятиях.

Картинная галерея народного художника Российской Федерации (новое название «Галерея классической живописи») была создана в октябре 2010 года по инициативе и поддержке руководства ОАО «РЖД».

С появлением в России ХIX века нового вида транспорта железнодорожные вокзалы стали местом изысканного интеллектуального и духовного пространства. Vauxhall – так назывался парк с концертным залом для увеселительной эстрадной программы. Этот парк в XVII веке находился в пригороде Лондона и принадлежал Джейн Вокс. Вокзал как таковой, в нынешнем понимании его слова, появился в Великобритании в 1825 году. В русском языке это слово появилось одновременно с вокзалом Царскосельской железной дороги в Павловске в 1836 году. На вокзале в Павловске был открыт специальный концертный зал, где с большим успехом выступал Иоганн Штраус. Петербургская публика начала ездить по железной дороге ради развлечений на вокзале в Павловске, железная дорога становилась популярной.

Особое внимание уделялось архитектуре самих зданий. Их строили как дворцы (Павловский, Николаевский – ныне Ленинградский). В конце XIX века стал выделяться своей постройкой в новом русском стиле Северный (Ярославский) вокзал. Для него известный меценат С.И.Мамонтов заказал художникам В.Серову и К.Коровину серию картин о природе Дальнего Севера. Для современного VIP зала Ярославского вокзала в 2005 году Д.А.Белюкин в традиции живописного решения пространства написал огромное полотно «Матушка Русь. Ярославль». В начале XX века строится Казанский вокзал, может быть самый красивый в Москве, сочетающий в архитектурном решении элементы модерна, зодчество Востока и Московского Кремля. Архитектор А.В. Щусев, по проекту и под руководством которого возводился Казанский вокзал, задумывал его не только как функциональное здание, но и как произведение архитектуры, призванное украсить Каланчёвскую площадь Москвы. Для росписи залов были приглашены такие известные русские художники как А.Н.Бенуа, Б.М.Кустодиев, З.Е.Серебрякова, М.В.Добужинский, Н.К.Рерих, А.Е.Яковлев, И.Я.Билибин, Е.Е.Лансере.
В Царской башне Казанского вокзала по замыслу архитектора А.В.Щусева Император Николай II мог принимать делегации, проводить встречи. Замыслам не суждено было осуществиться из-за революции и гражданской войны. Башня была возведена по сохранившимся чертежам архитектора лишь в конце ХХ века.

Может быть, только сейчас в картинной Галерее народного художника России Дмитрия Белюкина Царская башня получает достойное этого архитектурного пространства содержание, наполняется смыслом, историческими образами представленных картин. Создание подобной Галереи, где звучит музыка, возвращает нас к исторической традиции: вокзал – центр культурной жизни.

Д.А.Белюкин, убежденный приверженец традиций русского реалистического искусства, начиная с 80-х годов взял за правило не продавать лучшие свои произведения. Как талантливый художник и человек неукротимой энергии он писал картины, украшающие многие музеи, картинные галереи и частные собрания и параллельно собирал свою коллекцию, называемую им «Золотым фондом». Трудности возникали у художника не только в борьбе за выживание в постперестроечное время, но и с хранением картин «Золотого фонда» в его небольшой мастерской. Начиная с 2005 года по решению Г.С. Полтавченко, тогда полномочного представителя Президента РФ в ЦФО и поддержке Центра национальной славы персональная выставка «Тихая моя Родина…» с успехом прошла более чем 35 городах России и за рубежом. Более миллиона зрителей увидели работы «Золотого фонда», тысячи благодарных откликов шли и идут в адрес Центра за возможность увидеть прекрасную живопись в отдаленных регионах, которой они были лишены, и о которой трудно было мечтать.

Активная выставочная деятельность автора, его гражданская позиция патриота, постоянные выезды в регионы, встречи со зрителем, военнослужащими, школьниками, студентами, юными художниками были по достоинству оценены Государством, Министерством культуры РФ, Российской академией художеств, различными общественными организациями и фондами. В 2009 году Д.А.Белюкин стал лауреатом Международной премии Фонда Андрея Первозванного «За веру и верность» и лауреатом премии «Человек года». Он имеет награды Президента РФ, Правительства Москвы и Министерства оброны РФ, является одним из ведущих художников Студии военных художников им. М.Б. Грекова, членом Общественного совета Министерства культуры РФ.

Выставочный фонд художника огромен. В Галерее постоянно происходят смены экспозиций автора. Часть работ покидает экспозицию на временные выставки, часть возвращается, периодически проходят презентации новых созданных художником картин. Помимо этого Попечительский совет Галереи и Д.А. Белюкин знакомят москвичей и гостей столицы с выставками художников Москвы и разных областей России, работающих в традициях русской классической школы живописи. Руководством РЖД была озвучена генеральная линия - давать дорогу молодым талантам; и уже десятки недавних студентов получили в этих стенах известность и своеобразную путевку в жизнь. За шесть с половиной лет своего существования Галерея завоевала право считаться одной из самых престижных выставочных площадок Москвы. Из крупных проектов этих лет – выставка произведений лауреатов и участников Всероссийского конкурса живописи и графики, посвященная 175-летию железных дорог России, юбилейная выставка творческой мастерской живописи Российской академии художеств "Традиции школы", выставки «Традиции пленэрной живописи» художников Костромы и Брянска. Большой интерес вызвала выставка произведений А.А.Пластова «Последний билет в Россию» (2011г.), выставка «Война и мир» (2013г.), «За Веру, Царя и Отечество» (2014г.) и другие. Крупнейшим событием 2015 года не только Галереи, но и всей юбилейной культурной жизни столицы стала уникальная Всероссийская выставка «Знамена войны», живопись, графика, скульптура, кино- и фотодокументы, современная фотография, музейные архивы.

В Галерее предусмотрены встречи зрителей с автором, известными артистами театра и кино, писателями и поэтами. Много детей под руководством профессиональных педагогов постоянно проводят обучение основам живописи и рисунка, сам Д.А.Белюкин встречается с детской и юношеской художественными аудиториями и проводит мастер-классы. Проходят музыкальные вечера, и в лучших традициях вокзалов звучит классическая музыка. С 2010 года несколько раз в году проходят Клубные встречи «Экология души» с приглашением руководства ОАО «РЖД», политической и культурной элиты страны. С 2013 года для широкой аудитории работает программа «Музыкальные четверги в Царской Башне», а также спектакли Камерного театра «Диалог».

Архив событий в галерее


Молитва художника
26 апреля в Царской башне Казанского вокзала прошла необычная мультимедийная презентация уникального художественного альбома - монографии «ДМИТРИЙ БЕЛЮКИН» и открытие выставки «Афон. К 1000-летию присутствия русских на Святой Горе».



На шести огромных экранах под вечные шедевры Прокофьева, Чайковского и Рахманинова всплывают из темноты парящие монастыри Афона, российские пейзажи, панорамы Санкт-Петербурга пушкинской поры, сам великий поэт, сцены из “Евгения Онегина”, святые места Православия, императоры и полководцы, знаменитые исторические полотна…

Узнаваемые, но не совсем. Их никогда еще не видели в таком масштабе. Тем более – с укрупнением важных деталей, намеков художника на заложенный в каждой картине шифр. Шифр, дающий зрителю возможность самому “вскрыть” художественный замысел, увидеть “второй”, а, может, и “третий” план.

Так действующих художников еще не показывали. Специалисты Издательского Дома «PrePress International» и команда Музея имени А.Н.Скрябина с помощью самых современных технологий обработки цвета, сложной компьютерной техники и мощных проекторов высокого разрешения создали в этот вечер завораживающее шоу.

А повод для такого буйства красок и образов – самый ни на есть серьезный. Выход в свет художественного альбома-монографии “Дмитрий Белюкин”. 648 страниц, 5,5 кг, серебряный обрез, сложное и изысканное по нынешним временам оформление*, 736 работ народного художника за тридцать лет, бережно переданная на печати ( что сегодня большая редкость! ) цветовая палитра. И совершенно неожиданно для такого фолианта – откровенный, исповедальный рассказ самого живописца об истории знаменитых полотен, которые, собственно, и есть вся его жизнь. Альбом выпущен Издательским домом «PrePress International» при поддержке фонда Андрея Первозванного и Центра Национальной славы. Отпечатан в типографии PNB.



Белюкин при всем своем творческом жанровом многообразии,- признанный мастер исторической картины. Немногие мэтры ( и ранее, и, тем более, сейчас ) берутся за нее – слишком велик риск: кропотливая, иногда многолетняя работа.( Проще написать сто портретов или коммерческих пейзажей ). А Дмитрий когда-то в 80-х написал свой первый большой холст - «Смерть Пушкина». Потом в начале бурных 90-х появились «Зеркало» ( ужасная страница нашей истории по раскулачиванию, уничтожению крестьянства ), «Осколки».

И, конечно, монументально многофигурная - «Белая Россия. Исход». О трагедии огромной страны, о разорванных нитях нации, уничтожении векового жизненного порядка, вызовах христианской цивилизации. Как удалось передать это пустое небо, небо без Бога, над уходящим в никуда кораблем-плотом с двуглавым орлом, последним осколком великой империи?!

«Я просто увидел,- вспоминает художник,- толпу шевелящуюся, разноликую. Все эти шляпки, муфты, ботинки со шнуровкой, кофточки, чепчики с кружевами, тросточки, баулы и куклы…» В костюмерных «Мосфильма», у казаков Московского землячества, на Дону, в Сибири, на Валдае,- везде «добывались» для картины ордена, мундиры, френчи, шинели, гвардейские сапоги с александровскими кокардами: «сор истории», бесценные детали, без которых никогда не найти историческую правду. Сотни подготовительных этюдов, фигуры, лица монахов, корниловцев, купцов, артистической богемы… А потом «открылись» лица. И толпа под кистью мастера превратилась в зловещий образ эпохи. Эпохи разлада, разрыва, опустошения.



Белюкин – не просто самый лучший, а настоящий знаток, энциклопедист пушкинской эпохи и знаменитый иллюстратор «Евгения Онегина». Не состязаясь с Александром Сергеевичем в легком слоге и остроумии, маленькие жанровые картины передают настоящую атмосферу пушкинской поры с участием одного из главных персонажей романа – самого поэта. Разве не интересно, как выглядит морошка – любимая ягода гения; или что раненого Пушкина специально положили на диван в кабинете дома на Мойке головой к окну – чтобы не слепил свет? Или какие конкретно книги стояли на полках возле его последнего пристанища ( а со смертного одра он обратился именно к ним: «Прощайте, друзья!»)? А Белюкину важно даже что было в скомканном листе бумаги у постели умирающего – ненужный рецепт, долговая расписка, последние строки?! О чем думал великий поэт на пороге вечности?

С такой дотошностью к обычаям, деталям, даже моде того времени никто не подходил к бессмертному роману. Но Белюкину и этого мало – он постоянно посещает Михайловское, Тригорское, пишет много этюдов, панорам, пейзажей; подолгу рисует Петербург с его роскошной мостово-дворцовой графикой Невы. А легко ли, скажите, представить Татьяну – ведь в романе о ее внешности почти ничего? Или как поймать пластику обворожения Натальи Николаевны: того омутового взгляда, из-за которого можно и на дуэль? И тут уж дудки – никакие архивы и исторические изыскания не спасут! Нужен воздух, небанальная деталь, нерв, узнаваемая атмосфера времени. Познакомившись, например, с великим хранителем Пушкиногорья С. Гейченко, в долгих общениях с ним за самоваром, Белюкин обнаружил, что Семен Семенович, обладавший бесценным архивом, иногда «дорисовывает», придумывает Пушкина, и… еще больше разжигает в нас любопытство и познание.

Точность исторических деталей, интерьеров и пейзажей Петербурга ХIХ века характерна для всей впервые собранной в одной книге полностью пушкинианы художника.



…Однажды группа живописцев отправилась на священную Гору Афон. 2033 метра, между прочим. Выкинуты из сумок вода и консервы, оставлены рядом с тропой подрамники. А сил уже нет, ноги не слушаются, воздуха не хватает. Ночью, на половине пути, спасли от замерзания случайные монахи. Еле взобрались. Поднялись, кажется, все. Картину, по памяти, по ощущению охватившего переживания и необыкновеного света над двухтысячелетним ”островом молитвы” написал один. Потом «Панорама с вершины Святой горы» Белюкина объездила с выставками полмира.

Постепенно родился цикл «Святые места Православия» – абсолютно незаказной, от души, он переносит нас из Иерусалима на Соловки, в Печоры, на Валаам, в тихие монастыри «сердца» России. Каждый год эта серия пополняется новыми работами, а к открытию в этот же вечер – 26 апреля - экспозиции выставки «Афон. К 1000-летию присутствия русских на Святой горе» закончено СЕМЬ новых картин.



Все изображения Афона – это натурные пейзажи и интерьеры храмов и монастырей, сделанные во время паломнических поездок и творческих командировок на Святую Гору. Самые монументальные произведения художник по этюдам пишет в Москве, в мастерской. Представлены замечательные пейзажи русского монастыря Великомученика и целителя Пантелеимона, скита Андрея Первозванного, до середины ХХ века тоже принадлежавшего России; одного из главных монастырей в афонской иерархии греческого Ватопеда, монастырей Святой Анны, Пантократора, Ставроникиты, Иверона с главной святыней Афона – иконой Вратарницы ( Иверской Божьей Матери ) и др.

Вот как пишет об этом в книге сам автор: « Пейзаж Святых мест – это взгляд издалека с надеждой и радостью, это ожидание чуда. Это вечное желание уйти от нашей мирской суеты в иное измерение… При непохожести ландшафтов, архитектуры и внутреннего убранства монастырей и обителей – они все невероятно живописны и красивы, очевидно, потому, что Святыня не бывает некрасива».

Женщинам, по уставу монашеской республики, вход на Афон закрыт. Да и не все православные паломники решаются на трудный подъем к вершине Святой горы. Поэтому белюкинская «Панорама…» и другие ( старые и новые, впервые экспонируемые ) картины «Афона» послужат в эту предпасхальную неделю и доброму делу просвещения, обретения веры.

Но и после Светлого Христова Воскресения можно будет увидеть эту уникальную экспозицию – выставка продлится два месяца.

«Книга вышла, - говорит Дмитрий Белюкин, - А вот эти работы на открывшейся выставке в нее не вошли. Потому что написаны позже. Значит, жизнь и творчество продолжаются…Планов много, надо торопиться…»

Как рождалась книга
Оформление книги выполнила известный дизайнер Татьяна Конде. В ее портфолио немало замечательных художественных альбомов, но нынешний – все-таки особенный. Дизайн книги не выставляет напоказ какие-то излишние книжные украшательства, все подчинено главной цели – максимальному погружению читателя в творческую лабораторию художника, реальному соприкосновению с настоящим искусством. Все, - от тщательно подобранного кегля и наклона удобных шрифтов, до «воздушного» оформления разделов, - помогает наслаждаться живописью, а не разгадыванием оформительских изысков. Но чеканная, лишь видимая простота эта достигнута сложными техническим приемами книжного ремесла: так для выпуклого круга в центре обложки применен специально сконструированный штамп. Получается эффект «вылета» монограммы, как бы приглашающей в таинство недр книги. Это своеобразная манящая «замочная скважина», а ключ – в руках у внимательного и благодарного читателя, открывающего тяжелый «кирпич» иллюстрированных страниц. Серая плюшевая кожа обложки «подсвечена» серебрением обреза, оторочена строгим серебряным тиснением буквиц заголовка первой сторонки и корешка книги. Объемный фолиант похож на седой средневековый замок, благородный и по-рыцарски представительный. Знающий себе цену. Сегодня многие дизайнеры пытаются экспериментировать с фактурами, форматами, необычными сочетаниями шрифтов и пр. Иногда это любопытно, но чаще – спорно. Подлинная же классика не может надоесть. Тем более, когда главная задача – оставить наедине с художником, приблизить, укрупнить живопись – выполнена!

В любом художественном альбоме главная проблема – качество репродукций. Воспроизвести на печати ( с множеством технических условностей и ограничений ) подлинные цвета, полутона, светотени и пр.,- все, что выплеснул живописец на холст в порыве вдохновения,- удается крайне редко. Классики прошлого не обижаются, а вот действующие художники видят сразу: опять картина потускнела, снова бумага не передает все многообразие энергии мазков, «цветомузыку души». Очень опытная ( двадцать лет истории! ) команда цветокорректоров, компьютерных дизайнеров Издательского дома «PrePress International» ( ИД “ПриПресс Интернэшнл”) долго и тщательно работала над подготовкой книги в печать. Месяцы, и даже – годы - проведенные в правках вместе с автором у монитора, колдовство с измерительной техникой и профилями цветового охвата, подбор специального метода печати, скрупулезная работа с выбранной типографией ( приладки, подбор бумаги и т.д.); сотни цифровых и офсетных проб, переверсток полос… Работа с легендарным российским печатником Анатолием Федоровичем Махловым (сейчас он возглавляет рижскую типографию PNB ). И, наконец, признание самого автора: «Мне нравится, никогда еще так точно не печатали моего Пушкина, исторические работы, заиграли пейзажи, высветились портреты…»

А в конце рождается, как любит говорить Дмитрий Анатольевич, еще одно искусство – искусство смотреть картину. А искусство художника – прямо по Окуджаве – «нарисовать наши судьбы»! Он и рисует!

Проникновенные портреты, запрещенная к показу цензурой ( в середине 80-х!) серия «Раны Афганистана», батальные полотна, восхитительные пейзажи Валдая, Дальнего Востока… Впервые представлена самая полная подборка графики, лучшие фрагменты знаменитых картин. Щедро разбросаны на страницах книги точные комментарии известных искусствоведов, критиков.

Как ни странно, альбом «Дмитрий Белюкин» надо не рассматривать, а читать. Читать заложенный там скрытый подтекст, докапываться до истин знакомых и не очень картин. Тогда вы поймете о чем это художник Дмитрий Белюкин: « Цветы нельзя писать раздраженным… Молитва художника – его картина… Я намешал краски и влепил удар такой световой силы… Прежде чем написать картину, ее надо увидеть…»

Казалось бы, кому интересна вся эта «кухня»? Но настоящая книга живет долго. И тем более, если это художественный альбом. По нему будут судить потомки – чем жили, о чем думали, как видели МИР их предки. Есть, есть вечные ценности! И в нынешней тревожности бытия искусство по-прежнему спасает от уныния, дает ВЕРУ и НАДЕЖДУ.

Для справки

Тираж 1500 экземпляров ( текст - на русском и английском ) почти сразу делает выпущенный альбом библиографической редкостью.

При этом часть тиража выпущена в ВИП-варианте: Подарочный короб, два ляссе, серебрение обреза с трех сторон, специальная форзацная бумага и пр.


вернуться назад
Сайт сделан в Колд Вижен в 2017 году.