Пейзаж: Центр России, Валдай
Отобрать картины по темам:
... В своем альбоме-монографии, изданном в 2015 г., я говорю о пейзаже как о самом счастливом жанре. Все художники сейчас пишут пейзажи не только потому, что это надежда что-то продать и выжить, а потому что на пленэре (у озера, в лесу, на море) не только сам холст наполняется энергией солнечного ветра или влажного солёного воздуха, но и художник не устает, а наоборот, черпает новые силы. Это маленькое чудо, доступное только художникам-реалистам, так как здесь существует особая радость приближения к этой разлитой гармонии, не побоюсь сказать – Божественной гармонии.
Работа в мастерской художников других направлений, радость от формотворчества или, что хуже, от удачной попытки изувечить и искривить эту гармонию может, наверное, приносить свои радости, но они никак не могут сравниться с той полнотой счастья, о которой я сказал.
... Многолетний опыт работы на пленэрах четко разграничивает: есть натурный этюд – значит, есть возможность написать большой холст, если нет – хоть ты обложись фотографиями, ничего не выйдет! Даже при кратком, минут за 15–20, этюде случается маленькое таинство. Когда ты пишешь, то лучше запоминаешь пейзаж и безошибочно «попадаешь» в цвет и тон. Фотография, пусть даже цифровая, все чернит и «контрастит», да плюс к тому, цифра, в отличие от пленки, передает ненужное, излишнее количество деталей. Да, глазом мы их, конечно, видим, но глаз мудрее: он, как режиссер, выделяет главное, проскакивая по второстепенному. Поэтому ничего нет лучше написания, даже многосеансного пейзажа, с натуры. На моем любимом Валдае, уезжая на целый день на этюды, я складываю в машине сиденья и загружаю все пространство начатыми холстами. Надо учесть, что погода может измениться, значит, должны быть холсты как солнечного, так и серого состояния, да плюс к тому, еще и чистые: вдруг что-то будет неожиданно красивое? Ну а если такой возможности нет, скажем, рассвет на Синае, длящийся 15 минут, или проплывающий на фоне ледника айсберг на Шпицбергене, тогда можно заглядывать и в фотоматериал, который я сравниваю со шпаргалками. Поглядеть можно, но только в крайнем случае, при необходимости уточнения какой-либо детали ...